Для комиссии Областной центр диагностики и консультирования

красные болезненные глаза лечение

И. В. Чернова, Т. Н. Иванова-Инина

Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Сызрань,

Самарская область, Россия

 

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Нарушение зрения (или полная его потеря) влияет на весь ход психофизического развития детей. Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире.

«Отсутствие или глубокое поражение зрения в раннем возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющее отставание в психическом развитие ребенка с глубокими нарушением зрения выражается в значительно меньшим объеме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений за произносимыми словами, в менее развитых и нескоординированных движений и слабой ориентировке и мобильности в пространстве». [7, 66-67]

Анализ вопросов восстановления зрения и психолого-педагогической воздействия  на детей дошкольного возраста, и изучение трудов таких ученых, как Аветисова Э.С. [1, 1-2], Григорьевой Л.П. [2, 14-15], Литвак А.Г. [3, 38], Моргулиса И.С. [4, 49], Плаксиной Л.И. [5, 56] Солнцевой Л.И. [7, 66-67] Феоктистовой В.А. [8, 72] показывает, что правильная  организация коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.

Для детей, имеющих зрительные нарушения, и функционирует наш детский сад, где три группы для детей с нарушением зрения. Это учреждение  компенсирующего вида – где многое предусмотрено для лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Воспитательно-образовательный процесс организуется с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

Медицинское обслуживание нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Дети  получают комплексное лечение: каждый ребенок получает общий массаж 2 раза в год. По показаниям врача-офтальмолога детям назначается офтальмологическое лечение, которое проводит медицинская сестра глазного кабинета.

Дети  занимаются на таких аппаратах: синоптофоре, маккуластимуляторе, мускултренер.   И, конечно, мы уделяем должное внимание созданию лечебно-профилактической базы. В наличии имеются: малый набор оптических стекол, аппарат «Ротто» (таблицы для проверки остроты зрения), скеоскопические линейки, диоптриметр, цветоимпульсная терапия, УВЧ, Дарсонваль, облучатель бактерицидный «Солнышко», гальванизатор «Поток», ингалятор «Набулайзер».

Кабинет тифлопедагога - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности. Его назначение-организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

На каждом этапе лече­ния ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения.

В период плеоптического лечения включаются в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагаем детям задания, в которых учим их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

В период ортоптического лечения с детьми проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения  проводятся с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

В каждой группе нами было продумано выделение различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма  имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

В группах используются игры с песком и водой. Наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. А психологи утверждают, что песок поглощает «негативную энергию».

Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада: в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом, играми – это рассматривание иллюстраций, выкладывание узора, чтения «наложенных» изображений, изображений в «зашумленном» фоне.

В групповых комнатах и кабинетах специалистов имеются схемы зрительных траекторий.  В этом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (материал для проведения зрительной гимнастики, дидактические игры).

Физкультурный зал отвечает педагогическим требованиям. Инструктор по физическому воспитанию знает дефекты каждого ребёнка, периодически консультируется с врачом–офтальмологом, учителями-дефектологами учитывает состояние ребенка на каждом занятии, дифференцированно планирует физическую нагрузку. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, беговая дорожка, батут, сухой бассейн.

Интерьер музыкального зала оформлен на основе использования современного дизайна, что способствует эстетическому развитию. Музыкальные руководители создали особый уют в музыкальном зале, собрали фонотеку с записями. Звуковой «дизайн» используется воспитателями и специалистами в ходе занятий, во время сна.

Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания наших детей. Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям преодолевать  трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов их аритмичность и гиподинамию. 

Главной целью коррекционно-воспитательного процесса, которую мы ставим перед собой, является стабилизация всего хода развития детей с нарушением зрения, для успешной интеграции их в общеобразовательную школу и общество сверстников.

 

Библиографический список

  1. Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии. – М. 1987.
  2. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.2001.
  3. Литвак А.Г. Тифлопсихология: учебное пособие для педагогических  институтов.- М. 1985.
  4. Моргулис И.С. Организация  коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев. 1992.
  5. Плаксина Л.И.Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М. 1998.
  6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
  7. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. – М. 2001.
  8. Феоктистова В.А. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких  нарушениях  зрения. – Л.1983

Источник: http://sociosphera.com/publication/conference/2012...

ВЕРНУТЬСЯ
Комментариев: 4 Просмотров: 5411
Оформление групп для детей с нарушением зрения

И. В. Чернова, Т. Н. Иванова-Инина Средняя общеобразовательная школа