Почему развивается близорукость - Медицинский центр А.Н

В настоящее время можно считать несомненным, что причиной развития близорукости являются два основных фактора: наследственность и условия внешней среды. На разных этапах развития учения о близорукости ведущая или даже исключительная роль в качестве причины близорукости приписывалась то одному, то другому из упомянутых факторов.

До 70-х годов прошлого века причиной близорукости считалась наследственность. И, действительно, во многих случаях клиническими наблюдениями было установлено, что близорукость, главным образом высокая, прогрессирующая и злокачественная, имеет выраженный семейно-наследственный характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей линии - у родителей и их потомства.

С 70-80-х годов прошлого столетия, когда в результате массовых исследований рефракции у учащихся гигиенистами и офтальмологами было установлено, что близорукость ("школьная") развивается у детей преимущественно в период школьного обучения, ведущую роль в ее происхождении на протяжении последующих нескольких десятилетий стали приписывать неблагоприятным факторам внешней среды. Среди них: усиленная зрительная работа на близком расстоянии; плохое освещение; недостаточная величина и плохое качество шрифта учебников; наклон букв при письме; общее переутомление; общие заболевания, в особенности инфекционные; неправильная посадка учеников; другие факторы, способствующие приближению глаз к рассматриваемому предмету и напряжению аккомодации и конвергенции. При этом наследственности стали отводить второстепенную роль и даже игнорировать ее значение. Исходя из этих представлений, были разработаны основы школьной гигиены, сохраняющие свое значение до настоящего времени.

После появления в свет в 1913 г. книги Steiger с разработанной им наследственно-биологической теорией происхождения сферических рефракций внимание офтальмологов было вновь привлечено на несколько десятилетий к фактору наследственности, которую стали рассматривать единственным причинным фактором развития рефракции. При этом значение средовых факторов на формирование рефракции стали полностью отрицать. До настоящего времени имеются отдельные видные представители офтальмологии, придерживающиеся таких взглядов.

Благодаря большим успехам в изучении наследственности в последние годы взгляд на роль наследственных и средовых факторов изменился. В настоящее время, по-видимому, не имеется офтальмологов, отрицающих роль наследственности в происхождении рефракции глаз. В то же время с несомненностью доказано влияние средовых факторов на реализацию наследственно обусловленных признаков. На этом влиянии, в частности, настаивают и видные отечественные исследователи наследственности человека (С.Н. Давиденков, В.П. Эфроимсон и др.).

Одним из важнейших факторов, установленных Е.Ж. Троном, является то обстоятельство, что с возрастом оптические элементы глаза изменяются не независимо друг от друга, а взаимно влияют друг на друга таким образом, что более сильная рефракция преломляющих сред и поверхностей глаза имеет тенденцию сочетаться с более короткой осью глаза, а более слабая их рефракция - с более длинной осью. Этот процесс корреляции способствует эмметропизации рефракции и его следует, по-видимому, рассматривать как акт приспособления к условиям внешней среды.

Однако вопрос о том, в чем именно заключается механизм воздействия средовых факторов на рефракцию глаза, в частности на развитие близорукости, до сих пор не может считаться разрешенным.

Многочисленные предположения в этом отношении, делавшиеся на протяжении последних 100 лет, в большинстве своем не выдержали испытания временем.

Наиболее вероятными из факторов внешней среды, способствующих развитию близорукости, являются, по-видимому, следующие.

Необратимые изменения хрусталиков с усилением их рефракции, развивающиеся, по мнению многих, на почве длительного напряжения аккомодации при зрительной работе на близком расстоянии, играют большую роль в происхождении школьной близорукости.

Несомненное повышение внутриглазного давления под влиянием сокращения наружных мышц глаза при конвергенции может способствовать удлинению оси глаза и развитию осевой близорукости.

Толчкообразные боковые движения глаз в процессе чтения при переводе взора с одного слога на другой и в особенности с одной строки на другую сопровождаются кратковременными ударами инертной внутриглазной жидкости по задней стенке глазного яблока. Эти удары способствуют растяжению стенок глазного яблока, удлинению его оси и развитию близорукости. Живая сила этих ударов тем больше, чем ближе к глазу находится читаемый текст.

Врожденная или приобретенная при общих заболеваниях слабость и неустойчивость склеры наиболее легко способствуют ее растяжению, удлинению оси глаза и развитию близорукости. Большое значение этого причинного фактора в происхождении близорукости особенно подчеркивается В. П. Филатовым и его школой.

Л.А. Дымшиц

«Причины развития близорукости у детей» – статья из раздела Детская офтальмология

Дополнительная информация:

Источник: http://www.myglaz.ru/public/childopht/childopht-00...

ВЕРНУТЬСЯ
Комментариев: 7 Просмотров: 3438
Школьная близорукость механизмы формирования

В настоящее время можно считать несомненным, что причиной развития близорукости являются два основных.