Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения

booksshare.net -> Добавить материал -> Педагогика -> Стребелева Е.А. -> "Специальная дошкольная педагогика" -> 72
Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
ISBN 5-7695-0558-3
Скачать (прямая ссылка):
Предыдущая << 1 .. 66 67 68 69 70 71 < 72 > 73 74 75 76 77 78 .. 144 >> Следующая

Вопросы и практические задания
1. Какие дети по состоянию зрения относятся к детям с нарушением зрения?
156
2. Какие причины приводят к нарушению зрения?
3. Дайте характеристику понятиям «косоглазие и амблиопия».
4. Что следует учитывать педагогу при работе со слабовидящими детьми в процессе восприятия иллюстративно-предметного материала?
5. С чем связаны отклонения в овладении речью у детей с нарушением зрения?
6. От чего страдает смысловая сторона речи у детей с нарушением зрения?
7. Чем характеризуется устная речь детей с нарушением зрения?
8. При каких условиях у детей с нарушением зрения возникает нерешительность, снижение самостоятельности?
9. Отчего возникают навязчивые движения у слепых детей?
10. Что обуславливает снижение уровня общительности у детей с нарушением зрения?
11. Какие виды дошкольных образовательных учреждений существуют в России?
12. Почему необходима взаимосвязь между коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работой в ДОУ?
13. Какая организация занимается отбором и комплектованием ДОУ для детей с нарушением зрения?
14. Назовите основные принципы коррекционной работы.
15. В чем роль пропедевтики в преодолении отклонений в развитии?
16. Какова роль педагога в преодолении трудностей общения детей с нарушением зрения с окружающим миром?
17. Что такое специальная информационная наполненность коррекционных занятий в содержании, методах и средствах?
Литература
1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова A.B. Руководство по детской офтальмологии. — M., 1987.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — M., 1956.
3. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — JI., 1982.
4. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — M., 1989.
5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. — M., 1973.
6. Зжченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. — M., 1966.
7. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. - M., 1969.
8. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. — M., 1992.
9. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением / Под Ред. Л.И.Плаксиной. — M., 1998.
Ю. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. — Калуга, 1998.
157
Глава 7. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИИ
В дошкольной коррекционной педагогике, представляющей собой относительно новый, складывающийся в настоящее время раздел общей специальной педагогики, большое внимание уделяется изучению закономерностей формирования различных видов речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии и направленности обучения и воспитания на реализацию речевых умений в различных условиях общения.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе специальной педагогики, представляющем собой научно-методическую дисциплину интегративного типа — логопед агогику1. Она ориентирована на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормальных слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Согласно современным научным представлениям нарушение речевого развития у детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессов.
Предметом логопедагогики является развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса. Структура педагогического (логопедического) процесса включает субъект и объект педагогического процесса (динамическая система: «логопед—ребенок»); содержание педагогического процесса; логопедическую диагностику; критерии эффективности логопедического воз-
' Вопрос о применении термина «логопедагогика» остается открытым, но выделение дидактического аспекта логопедии (в отличие от термина «логопсихоло-гия», более распространенного в настоящее время) становится актуальным и выражает тенденции развития обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
159
действия. В настоящее время можно выделить фундаментальные и прикладные задачи дошкольной логопедагогики.
К числу фундаментальных задач можно отнести:
исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития,
разработку методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте,
определение принципов, содержания и методов коррекцион-ного обучения языку и речи.
Предыдущая << 1 .. 66 67 68 69 70 71 < 72 > 73 74 75 76 77 78 .. 144 >> Следующая

Источник: http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=ped...

ВЕРНУТЬСЯ
Комментариев: 10 Просмотров: 7788
Речевое развитие детей с нарушением зрения по плаксиной

booksshare.net - Добавить материал - Педагогика - Стребелева Е.А. - "Специальная дошкольная педагогика" - 72 Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная